Ученые вывели 3 закономерности, как люди подсознательно оценивают здания | samolet-bowling.ru

Строительство и ремонт

Ученые вывели 3 закономерности, как люди подсознательно оценивают здания

Точно ли архитектор знает, как его идею воспримет человек? Как доказать объективно свой опыт и ощущения? В помощь профессии над этими вопросами работают два исследователя в США: архитектор Энн Сасмэн и дизайнер Дженис Ворд. Через науку они пытаются понять, как люди видят и ощущают здания вокруг себя:
«Мы не могли понять, почему одни города нам очень нравятся, а другие не вызывают эмоций. Что в их среде такого, что на подсознательном уровне мы чувствуем себя как дома, хотя никогда прежде там не жили? Поэтому мы стали исследовать бессознательные решения мозга, чтобы понять и описать поведение людей в окружающей застройке».
Дуэт ученых провел серию исследований с добровольцами: через отслеживатель глаз — систему айтрекинга — они изучали, как люди реагируют на фотографии различных зданий. Специальная камера записывала передвижения зрачков, определяя на каких участках взгляд задержался дольше, а какие совсем не вызвали интереса. В результате получились наглядные тепловые карты внимания, после которых, по словам ученых, уже нельзя смотреть на архитектуру как прежде.
За 4 этапа тестов в течение двух лет ученые вывели три стойких закономерности на стыке архитектуры и физиологии мозга:
1. Людям не интересны пустые поверхности без деталей
Миллионы лет эволюции научили мозг — от однородной стены не стоит ждать угрозы. А вот все сложное, с деталями, нишами и углублениями — источник опасности. Глаз человека моментально фокусируется на контрастных элементах. Особенно много внимания вызывают окна. Они темные, и для мозга это сигнал, что в любой момент оттуда может появиться что-нибудь неизвестное.

2. Архитектура определяет поведение и направляет
Во втором эксперименте участникам показывали два изображения фасадов и спрашивали, у какого из них они охотнее бы встали подождать друга: у однородно окрашенной стены или у стены, разукрашенной сложной композицией.

Ученые опросили более 300 человек и все выбирали второй вариант. Если переводить результат на устройство мозга, то яркая композиция дает глазу за что зацепиться. В таких условиях человек расслабляется, у него появляется связь со зданием, ощущение порядка в окружающем пространстве. Без этой связи человек теряется, начинает нервничать и искать место покомфортнее.
3. Архитектура всегда проигрывает по интересу людям
Третий эксперимент заставил задаться ученых вопросом, для чего вообще нужна архитектура. Оказалось, что человек в принципе на изображениях смотрит не на архитектуру, а поверх нее не. Прежде всего на фоне застройки он ищет других людей или животных. Поэтому так важны были глазу окна из первого эксперимента: именно оттуда может что-нибудь появиться, а не из гладкой стены.

Этот довод подтвердило сразу несколько опытов, но самым показательным вышел эксперимент с баннером на полностью остекленном небоскребе. Судя по карте внимания, испытуемые просто испепелили взглядом рекламный плакат с человеком. При этом само здание почти не вызвало интереса, хотя своим размером забивает всё вокруг.
К какому выводу пришли ученые
Все эксперименты Энн Сасмэн и Дженис Ворд опубликовали в статье, которую заканчивают призывом больше уделять внимания базовым основам человеческого подсознания:
«Эволюция слишком сильно влияет на наше поведение, чтобы игнорировать ее, когда что-то делается для людей. Гуманная архитектура получается в том случае, если учитывает нашу животную природу и историю развития рода. Чтобы выжить, предки человека научились моментально обращать внимание на контрастные области и замечать всё живое, особенно человеческие лица. И это привычка еще долго будет с нами».
 И еще три материала на стыке архитектуры и подсознания 
«Пространство наших больниц только вредит пациентам»: доклад ученых об архитектуре
Какие пространства помогут придумывать идеи? Отвечает главный нейробиолог США
Доказано учеными. Три изображения, которые определят кто вы: архитектор или художник
 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Кровельный профиль Кнадсон
По технологии "Кнадсон" кровельный  профиль гнут из стальной оцинкованной ленты, наносят с двух сторон защитно-декоративное покрытие широкой цветовой гаммы, а затем режут на куски требуемой заказчику длины. Поэтому кровельщики получают материал, раскроенный таким образом, чтобы горизонтальные стыки покрытия (а они наиболее опасны в плане возможных протечек) были полностью исключены. По краям профиль изогнут так, что полосы соединяются между собой с помощью не одинарного, а двойного фальца. Это значительно увеличивает герметичность и вертикальны...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7